Главная Старший воспитатель Анализ воспитательно-методической работы за 2011-2012 учебный год
Анализ воспитательно-методической работы за 2011-2012 учебный год

Анализ воспитательно-методической работы

за 2011-2012 учебный год

 

Характеристика и анализ потенциала педагогических кадров

Всего педагогов: 12

Динамика образовательного уровня педагогов:

Образование

2009-2010

2010-2011

2011-2012

педагогов

%

педагогов

%

педагогов

%

Высшее професс.

2

16,7

-

-

1

8,3

Высшее спец.

1

8,3

1

8,3

2

16.7

Среднее професс.

0

-

2

16,7

3

25

Среднее специал.

7

58,3

6

54

2

16,7

Среднее

2

16,7

3

25

4

33,3

Обучаются в ВУЗах

-

-

2

16,7

2

16,7

Обучаются в ССУЗах

(педучилище)

-

-

2

16,7

2

16,7

Возрастной состав педагогов:

Возраст

Количество педагогов

%

до 30 лет

5

41,7

30-40

5

41,7

40-50

-

-

Свыше 50-и лет

2

16,6

Средний возраст педагогов:          34        года

Динамика уровня квалификации педагогов:

Квалификация

2009-2010

2010-2011

2011-2012

педагогов

%

педагогов

%

педагогов

%

Высшая

-

-

-

-

-

-

Первая

-

-

1

8,3

2

16.6

Соответствие должности

-

-

5

41,7

4

33,3

Вновь прибывшие/не аттестованные

12

100

1

8,3

2

16,6

Количество начинающих педагогов в учреждении превышает количество педагогов со стажем.

Наблюдается положительная динамика, хотя и медленная,  профессионального роста в детском саду, несмотря на текучесть кадров. Вновь прибывшие  воспитатели (Киреева С.А., Садовская В.О.) сразу были направлены на курсы повышения квалификации. Для повышения профессионального роста воспитателями детского сада были посещены городские семинары и МО:

Дата

Тема

Кто посещал

1

22.03.2012

МАДОУ № 77

09.30

ГМО «Руководство игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста»

Уланова Я.Н., воспитатель 2 мл. гр.

2

04.04.12 МБДОУ №23

10.00

ГМО «Ранний возраст дошкольников»

Уланова Я.Н., воспитатель 2 мл.гр.

3

11.04     ЦРО

 

10.00(Сев. и Жд. округ)

Совещание  по составлению рабочей программы педагога

Садовская В. О., воспитатель старшей гр.

Борзенко С.В., воспитатель подгот. гр.

4

11.04

10.00

МАДОУ № 192

«Бумагопластика» (практическое занятие с педагогами)

 

Просолович О.В., воспитатель средней гр.

5

17.04.12. в 10.00 час.

МАДОУ № 196

«Формирование и развитие элементарных математических представлений через использование нетрадиционных методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста».

 

Апарина О.В., воспитатель средней гр.

Садовская В.О., воспитатель старшей гр.

6

18.04.12. в 09.30 час.

МБДОУ № 122

«Познание». Познавательно-исследовательская деятельность в мире природы. Тема «Путешествие капельки» (старшая группа).

 

Апарина О.В., воспитатель средней гр.

Киреева С.А., воспитатель старшей гр.

7

24.04.12. в 10.00 час.

МАДОУ № 71

 

Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений.

 

Киреева С.А., воспитатель старшей гр.

8

26.04.12 в 10.00 час.

МАДОУ № 204

 

Музыкальный  фольклорный праздник  « Во  горнице, во светлице..»

 

Егоршева А.И., муз. руководитель

9

12.04.12. ЦРО 11.30 (жд.  и север.округ)

Совещание « Учебный план и программно-методическое обеспечение на  2012-2013 учебный год»

Дьячкова Т.П., ст. методист

Посещение в течение учебного года мастер-классов педагогов-новаторов  способствовало  внедрению в педагогический процесс ДОУ новых тем и материалов, педагоги смогли  лучше понять и освоить технологии использования в работе нетрадиционных форм и технологий.  Нужно отметить, что до 2012 г. городские МО и семинары  воспитателями детского сада не посещались. Планируется на  2013-2014 г. аттестовать на соответствие должности Лукину Е.В., Попову Г.Д., стаж работы которых на тот период будет 2 года в данной должности. Также в 2012-2013 г.  они пройдут курсы повышения квалификации. С вновь прибывшими педагогами ведется работа по повышению теоретического уровня и педагогического мастерства. Воспитателя Уланову Я.Н. направить на курсы повышения квалификации после декретного отпуска.  Продолжим посещение и участие в МО города и семинаров.

Педагогический стаж:

Лет

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Кол-во педагогов

%

Кол-во педагогов

%

Кол-во педагогов

%

0-5

11

91,6

10

83,2

9

75

5-10

1

8,4

1

8,4

2

16,6

10-15

 

 

1

8,4

-

 

15-20

 

 

 

 

-

 

20-25

 

 

 

 

-

 

25-30

 

 

 

 

-

 

Свыше 30

 

 

 

 

1

8.4

 

Результаты анализа профессионального уровня педагогов:

Профессиональный

уровень

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Кол-во

педагогов

%

Кол-во

педагогов

%

Кол-во

педагогов

%

Адаптивный (вхождение в профессию)

10

83,2

6

54

2

16,6

Творческий

-

-

1

8,4

4

33,3

Репродуктивный

2

16,6

5

41,7

6

54

При изучении профессионального уровня педагогов  детского сада тщательно проанализировали коллектив по нескольким категориям: возраст, образование, стаж, категория.  В результате актуальной стала проблема пересмотра  системы управления педагогическим коллективом и организации методической работы в ДОУ с учетом реального уровня готовности педагога к работе с детьми, его личности, индивидуальности, профессиональной компетентности. Анализ педагогической работы коллектива осуществлялся в течение года через тематический контроль, наблюдение образовательного процесса; фронтальный – анализа документации, диагностика уровня развития детей, диагностику педагогического мастерства коллектива. Особенностью труда начинающих педагогов  является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а  родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок. Молодой воспитатель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасается критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуется, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит.

Такой воспитатель не способен ни на какое творчество, ни на какие инновации.

Что же нужно для того, чтобы профессиональный уровень педагогов рос в ДОУ? Во-первых, необходимо дать воспитателю четкое представление о сущности предлагаемого вида деятельности, его особенностях и области применения; во-вторых, обеспечить полноценные условия для повышения профессиональной компетентности педагога. И здесь залогом успешного овладения современными технологиями образования однозначно является грамотная организация методической работы в ДОУ.

Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования. В связи с этим возникла необходимость  в проведении мониторинга профессионализма. Профессиональная  компетентность воспитателей  на входе оценивалась по таким критериям как:

  • знания теоретических  и практических основ, современных педагогических достижений;
  • аналитические и рефлексивные умения;
  • прогностические и проективные умения;
  • организаторские умения, коммуникативные умения.

Использование метода экспертных оценок с опорой на выделенные критерии позволило выявить уровень профессиональной компетентности в педагогическом коллективе ДОУ. В процессе диагностики включенности педагогов ДОУ в профессиональную деятельность появилась возможность разделить их на три группы (см. в таблице).

Был выявлен факт недостаточного уровня развития теоретических умений воспитателей, в коррекции нуждались  такие умения как прогностические, проективные, рефлексивные, аналитические.

При анализе состояния практических умений воспитателей был отмечен низкий уровень информационных умений, а также преобладающая усредненность таких компонентов профессиональной компетентности как мобилизационные умения, умения педагогического общения и педагогической техники, творческие умения.

Тематические проверки выяснили следующее: не все педагоги владеют методами и приемами, помогающими реализовать принципы комплексного развития ребенка; большинство педагогов ориентировано на то, чтобы дать детям только знания, умения и навыки, а не развитие творческого потенциала детей. С помощью  анкетирования (на основе адаптированной методики В.А. Беляевой и А.А. Петренко) была изучена готовность воспитателей к инновационным изменениям и освоению современных педагогических технологий, уровень знаний современных педагогических достижений. Ответы имели неоднородную структуру, но в каждом из них была выражена готовность к участию в семинарах-практикумах, работе в творческих группах по освоению новых форм и методов организации педагогического процесса.

Методы обучения были определены согласно поставленным целям и сочетали в себе как теоретическую, так и практическую (интерактивную) направленность: анализ литературы, анализ обобщенного опыта, беседа, наблюдение, постановка проблемных вопросов, обсуждение, метод мозгового штурма, структуризация, метод «дерева целей», метод определения основных вех, графические методы, а также  оперативный контроль, консультирование. Особо следует отметить рефлексивный анализ и метод экспертных оценок, которые, являясь сторонами одной медали, направлены на развитие презентативных умений воспитателей.

Мониторинг уровня профессионализма, точнее, его результаты позволили пересмотреть систему методической работы в ДОУ, выделить наиболее эффективные формы взаимодействия с педагогическим коллективом.

Была определена цель управленческой деятельности: повышение профессиональной компетентности и развитие активности, профессиональных ценностей и личностно-нравственных качеств педагогов.

Проведенный в конце учебного года контрольный замер уровня компетентности воспитателей позволил проследить динамику результативности.

Полученные результаты демонстрируют повышение уровня аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений воспитателей, которые приблизились за время обучения к современным критериям     дошкольного образования.

Зафиксирован прогресс в овладении воспитателями информационными

умениями.

Такие компоненты как мобилизационные умения, умения педагогического общения и педагогической техники приобрели наряду с качественными изменениями более выраженные показатели уровней.

Особо следует отметить творческие умения, которые получили значительную динамику, по сравнению с исходными данными.

Итак, творческий потенциал профессионального уровня педагогов увеличился с 1человека до 4, что составило 12,9%; репродуктивный уровень увеличился с 5до 6 человек, что составило 13,3%.

Для этого проводились мероприятия, направленные на освоение педагогами позиции субъекта, реализующие деятельностный подход, способствующие формированию контрольно-оценочных навыков и развитию рефлексивной позиции: лекции-дискуссии, семинары-практикумы, ролевые, деловые, позиционные игры, проектировочные семинары, педагогические гостиные. Но приоритетными мы все-таки определили индивидуальные формы взаимодействия для каждой группы.

В коллективе были созданы условия для роста профессионального уровня педагогов:

  1. Самообразовательная  работа над рефератом по теме.
  2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
  3. Обзор в Интернете информации по теме.
  4. Посещение семинаров,  конференций, уроков коллег.
  5. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
  6. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
  7. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
  8. Изучение информационно-компьютерных технологий.
  9. Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете.

Получение новой информации помогает нашим педагогам  решать новые задачи и с большим успехом справляться со старыми. В нашем дошкольном учреждении педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной  подготовки.  Выявление способностей к саморазвитию позволило сделать выводы о том, что 75% педагогов занимаются своим профессиональным развитием и имеют положительный результат.

В результате проведенной работы повысилась профессиональная компетентность педагогов учреждения, возросла потребность в повышении квалификации, реализации общей концепции развития ДОУ, установлении тесного сотрудничества с родительским сообществом и социумом. Большинство педагогов приняли базовые ценности ДОУ, понимают значимость и ответственность работника детского сада.

Педколлектив создал портрет современного воспитателя, к которому и будет стремиться каждый педагог: воспитатель должен свободно оперировать психолого-педагогическими и методологическими знаниями, найти собственный стиль педагогической деятельности, создать оригинальные творческие проекты по решению задач современного образования, гибко руководить различными видами детской продуктивной деятельности.

В связи с этим возникла необходимость осуществления поиска новых     путей развития творческой личности педагога.  Основные цели:

формировать потребность в профессиональном саморазвитии через приобщение к исследовательской деятельности;

стимулировать профессиональное  саморазвитие через организацию исследовательской деятельности;

активизировать профессиональное саморазвитие через обобщение исследовательского опыта и переход педагога к непрерывной инновационной деятельности.

Поэтому с 2012-2013 г. будем  постепенно вводить исследовательские элементы в практическую деятельность воспитателей. Педагог, освоивший исследовательскую функцию, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества. Профессиональное моделирование педагога, освоение ими исследовательской функции будем осуществлять поэтапно:

  • приобщать педагога к исследовательской деятельности;
  • организовывать исследовательскую деятельность;
  • интегрировать исследовательские навыки в педагогическую деятельность.


III. Анализ по совершенствованию образовательного процесса.

Цель на 2011-2012 учебный год:

Обеспечить федеральный стандарт по уровню знаний детей, а также сохранению и укреплению психофизического здоровья дошкольников.

Задачи:

1.Совершенствовать многоплановую работу по охране и укреплению здоровья детей:

  • укреплять материально-техническую базу;
  • активизировать работу по осуществлению закаливающих и оздоровительных мероприятий в каждой группе;
  • разработать систему профилактики и реабилитации с часто и длительно болеющими  детьми.

2. Формировать условия для личностно-ориентированного целостного развития каждого ребенка, для самовыражения, максимального развития мышления, потенциальных возможностей детей.

3.Совершенствовать образовательный процесс, применяя новые педагогические технологии, интегрируя образовательное содержание, вырабатывая у ребенка способности свободно оперировать приобретенными знаниями, самостоятельно и логически решать познавательные задачи, уметь осознанно использовать разные способы и приемы познавательной деятельности.

4. Осуществлять нравственно-патриотическое  воспитание дошкольников посредством приобщения к культуре  русского народа.

5. Разработать и внедрить новые организационно-педагогические формы, методы воспитания и образования детей в зависимости от здоровья ребенка, запросов родителей и в связи с введением ФГОС.

6. Выработать общую установку на сотрудничество педагогического коллектива детского сада  и родителей, совместное решение задач воспитания, реализацию единого, согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечения целостного развития.

 

Анализ программного обеспечения.

Учебный план МБДОУ детского сада  № 16   построен в соответствии:

-  С Уставом МБДОУ,  утвержденного начальником управления образования администрации г. Хабаровска О.Я.Тен 06.06.2011 г. и  зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Хабаровскому краю от 02.09.2010 г. №2102722077313.

-  Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании»;

-  Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011г. №2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

-   Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами  СанПиН 2.4.1.2660 -10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" с изменениями № 1 к СанПиН 2.4.1.2790-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 декабря 2010 г. N 164);

-Приказом Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;

- Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

МБДОУ  детский сад  № 16 реализует основную  общеобразовательную программу ДОУ  на основе содержания примерной образовательной   комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; М.: Мозаика – Синтез, 2010 г.)

Учебный план детского сада  является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем  времени, отводимого на  непосредственно  образовательную деятельность.

В План включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.  Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области:

  1. Познавательно-речевое направление -  «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;
  2. Социально-личностное направление - «Безопасность», «Социализация», «Труд»;
  3. Художественно-эстетическое     направление      -      «Художественное творчество», «Музыка»;
  4. Физическое направление -   «Физическая культура», «Здоровье».

В структуре Плана  выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть.

Инвариантная часть  обеспечивает выполнение обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования и реализуется    через образовательную деятельность, организацию различных  видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а так же чтение художественной литературы), или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор, которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня усвоения программы и решения конкретных образовательных задач.

В познавательно-речевом направлении образовательная область сенсорное развитие  во второй младшей группе,  средней, старшей и подготовительной группах реализуется через интеграцию с др. образовательными областями, в ходе режимных моментов и совместную деятельность. Образовательная область приобщение  к художественной литературе в первой младшей группе, второй младшей, средней и старшей группах реализуется через интеграцию с др. образовательными областями, в ходе режимных моментов и совместную деятельность.

В социально-личностном направлении образовательная область социализация в первой младшей группе, второй младшей и средней группах реализуется через интеграцию с др. образовательными областями, в ходе режимных моментов и совместную деятельность. Образовательная область труд во всех группах реализуется через интеграцию с др. образовательными областями, в ходе режимных моментов и совместную деятельность. Образовательная область безопасность во всех группах реализуется через интеграцию с др. образовательными областями,  в ходе режимных моментов и совместную деятельность.

В художественно-эстетическом направлении образовательная область художественное творчество (ручной труд) в первой младшей, второй младшей, средней и подготовительной группах реализуется через интеграцию с др. образовательными областями, в ходе режимных моментов и совместную деятельность.

В физическом развитии образовательная область здоровье во всех группах реализуется через интеграцию с др. образовательными областями,  в ходе режимных моментов и совместную деятельность.

Реализация образовательных областей, на которые не отводится учебное время, осуществляется в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями.

Образовательные области реализуются при помощи комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой) и  парциальных программ, а также в повседневной жизни в совместной деятельности с детьми путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра, с другими образовательными областями  и в ходе режимных моментов.

Вариативная (модульная) часть учебного плана во всех группах реализуется в повседневной жизни в совместной деятельности с детьми путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра, с другими образовательными областями  и в ходе режимных моментов.

В соответствии с требованиями Типового положения об образовательном учреждении, нормами СанПин,  Устава  ДОУ учебный план рассчитан на работу в режиме 5-дневной учебной недели,    12-ти часового пребывания детей в ДОУ, с режимом работы с 07-00 час.   до 19.00 час.

Деятельность, требующая  повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей,   проводятся в первую половину дня и  в дни наиболее высокой  работоспособности:  вторник, среда.

Ежедневно в группах с 3 до 7 лет проводится 3 физкультурных мероприятия: утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность по   физической культуре, гимнастика после дневного сна. Это  позволяет создать оптимальный двигательный режим. Ежедневные  подвижные, спортивные, обучающие игры позволяют, не перегружая детей, поддерживать   у них интерес к физкультуре, добиться хорошей физической подготовки, накапливать  необходимый опыт для другой двигательной деятельности.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности:

  • в  1-ой младшей группе не более 10 минут,
  • 2-ой младшей группе не более 15минут,
  • для детей средней группы  не более 20 минут,
  • для детей старшей группы  не более 25 минут,
  • для детей подготовительной группы  не более 30 минут.

В середине непосредственно образовательной деятельности проводится физкультминутка. Продолжительность перерыва между занятиями составляет  10 минут.

Образовательный процесс  в МБДОУ детский сад   №  16 строится следующим образом:

с 17 сентября по 29 декабря 2012 года,  с 16 января по  17  мая 2013года – образовательный период;

с 03 по14 сентября и 20 по 31 мая 2013 года – диагностический период;

с 09 по 15  января – творческие каникулы.

В 2011-2012 учебном году МО МБДОУ №16 работало по теме «Развитие мышления в дошкольный период».

Цель: стимулирование и развитие логического мышления, базирующегося на ощущениях и восприятиях ребенка.

Каждый ребенок по-своему талантлив, отчего же так мало  талантливых взрослых? Почему так часто любознательные малыши с широко открытыми глазами  превращаются в серых клерков?  Главная причина этого постепенного угасания души в том, что способности детей не развиваются так, как надо, а радостное и свободное познание  мира заменяется скучной, принудительной муштрой. Вот почему на первое место в дошкольный период выходит не умение считать и читать – этому в конце концов научат каждого, - а умение думать и, что не менее важно, придумывать, то есть творить. Пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников показывает, что многие не умеют:

  • выделять главное;
  • планировать;
  • видеть скрытый смысл текста;
  • решать логические задачи.

Воспитателями были подобраны и апробированы игры  упражнения в порядке нарастания сложности, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка и сложность которых вполне соответствует возможностям ребенка. Доступность заданий и успешное его выполнение придало ребенку уверенность в себе, и у него появилось желание продолжить занятие.

Работа с воспитателями проводилась по трем основным линиям:

  • внимание и память;
  • логика и сообразительность;
  • речь и воображение.

Были разработаны  приемы, помогающие запоминанию; рекомендации по данной теме заботливым родителям.

Формы работы с педколлективом:  педчас,  деловая игра, консультация, семинар. Итоги работы над единой методической темой  подведены были на научно-практической конференции. Воспитатели делали отчёты по планам  самообразования, уровню их реализации. Итогом работы стало проектирование педагогической деятельности.

Цель: Определение задач и перспектив работы педагогического коллектива  над единой методической темой.

Форма проведения заседания: документальные исследования, научно-практическая конференция.

 

Анализ технологического обеспечения образовательного процесса.

Разносторонняя поддержка развития ребенка во многом связана с формированием у него умений, лежащих в основе  становления различных способностей. Так, при оценке деятельности, направленной на решения учебных задач, единый критерий – самостоятельность качественного выполнения действия – рассматривается ко всем составляющим учебной деятельности:

  • понимание сути учебной задачи, формулировка цели предстоящей работы;
  • составление плана и осмысленное следование ему;
  • доминирующие мотивы;
  • осознание составляющих деятельности и их назначение;
  • способность оценивать результаты работы.

Основной программой, обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ детский сад №16 является «Программа воспитания и обучения в детском саду»  под редакцией М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой. Программа предусматривает умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями, имеет полное методическое обеспечение. Основные разделы программы: «Ребенок и окружающий мир», «Развитие речи», «Формирование элементарных математических представлений», «Художественная литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальное воспитание», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое воспитание», «Социально-личностное»  изучены в соответствии с учебным планом. Содержание образования реализуется через различные формы организации педагогического процесса (игровая, индивидуальная, подгрупповая, работа в микрогруппах,  интегрированные занятия). Выбор форм обусловлен возрастными особенностями детей, новыми подходами в воспитании и обучении дошкольников. Основным методом работы воспитателей с детьми является педагогика сотрудничества, когда воспитатель и ребенок общаются и действуют "на равных". Педагоги больше обращали внимания на создание проблемных ситуаций,  строительно-конструктивной деятельности, в которой ребенок может ярко проявить себя, выразить свое истинное отношение к тем или иным явлениям. Широко использовались ими игровые методы, активизирующие самостоятельность и инициативу ребенка, его творческие способности. В учреждении созданы условия для познавательно-речевого, физического, художественно-эстетического и социально-личностного развития, однако развивающая среда требует совершенствования,  и в этом отношении существенную помощь оказывают родители. Наиболее эффективно совместно с родителями по совершенствованию  условий учебно-воспитательного процесса поработали  группы «Солнышки» (воспитатели Борзенко С.В., Лукина Е.В.),  «Колокольчики» (воспитатели СадовскаяВ.О., Киреева С.А.),  «Ромашки» (воспитатели Апарина О.В., Просолович О.В.), «Звездочки» (воспитатели Рощина Е.И. и Стецкая С.А.).

Анализ проведенных итоговых занятий в группах, беседы с детьми, опросы, результаты диагностики уровня усвоения детьми программного материала по основным разделам программы, результаты диагностики физического развития и готовности детей подготовительных групп к обучению в школе, позволяют сделать оценку о соответствии знаний у детей требованиям основной программы – 89 % детей имеют высокий и средний показатель уровня усвоения.

В конце учебного года  был проведён промежуточный и итоговый мониторинг развития интегративных качеств дошкольников.  Перед педагогами стояла основная задача – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка и наметить  индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг развития интегративных качеств включает в себя оценку развития физических, интеллектуальных и личностных качеств. Мониторинг детского развития осуществлялся с использованием метода наблюдения, критериальных  диагностических методик и тестовых методов.

Промежуточный мониторинг развития интегративных качеств был проведен во второй младшей группе, средней группе и старшей группе.

Показатели промежуточного мониторинга: 12% детей превышают возрастные возможности; 47% -  дети в ситуации взаимодействия со взрослыми демонстрируют возможности, превышающие их возраст; 38%  - соответствуют возрасту; 3 % -  развитие качеств детей соответствуют возрасту, но они нуждаются в определенной помощи и внимании со стороны взрослого.

Таким образом, анализ качества реализации образовательной  программы МДОУ и условий, её обеспечивающих, выявил как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на результативность образовательного процесса:

Положительные:

1.         Применение разнообразных форм проведения  непосредственно организованной образовательной деятельности.

2.         Соответствие макро и микросреды содержанию образования.

3.         Включение семьи, общеобразовательных учреждений в  образовательный процесс МДОУ.

4.        Оказание дополнительных образовательных услуг.

Отрицательные:

- Частая смена педкадров  МБДОУ

- Недоукомплектованность МБДОУ педагогическими кадрами на  25 % (нет физкультурного работника, психолога, постоянного музыкального работника).

-  40 %  педагогов испытывают затруднения по следующим разделам деятельности: использование современных технологий в работе с дошкольниками;   планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

В соответствии с вышеизложенным  в следующем учебном году необходимо:

  • Оптимизировать физкультурно-оздоровительную работу МБДОУ в контексте государственных федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
  • Разработать систему комплексно-тематического планирования на учебный год.
  • Внедрять в практику работы интерактивные формы работы с педагогами, современные технологии развивающего обучения дошкольников.

Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс. Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д. Больше всего консультаций было по заявкам воспитателей. Например, «Методика обучения детей пересказу», «Организация и планирование прогулок в зимний период», «Методика проведения занятий по ИЗО», « Организация и проведение прогулок летом» и др. Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение. Так к консультации «Особенности организации и проведения наблюдений в природе в летний период» воспитателям заранее предлагаются вопросы для обсуждения проблемы. Например: Как часто вы проводите наблюдения за объектами природы на занятиях (экскурсиях), прогулках, в повседневной жизни? Что считаете главным в методике организации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречаетесь? Какие приемы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности? Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждаете, развиваете детскую пытливость, любознательность? Какое влияние на поведение детей оказывает их общение с природой? Используете ли вы в работе с детьми элементы экологического воспитания?

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года  составляется  подробный план его работы. Так в ДОУ  был проведен семинар-практикум «Речевая подготовка детей к школе» (на фронтальных занятиях, в подгруппах и индивидуально). Итоги  работы семинара:

v разработана модель работы по развитию речи;

v определены мероприятия по решению задач по развитию речи.

Круглый стол - это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели. Цели круглого стола по теме «Основы здоровья. Гигиена физическая и психическая, проведенного в МБДОУ,  являются следующими:

  1. подвести итоги работы в этом направлении (обмен опытом);
  2. определить задачи, формы дальнейшей деятельности педколлектива в решении данной проблемы;
  3. разработать модель деятельности по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

В течение текущего учебного года были проведены педагогические советы:

Педсовет №1 «Новый учебный год на пороге ДОУ»:

утверждение годового плана работы ДОУ, режима работы ДОУ,  учебного плана ДОУ (сетка занятий, планы кружковой работы, перечень программ и технологий).

Педсовет № 2 «Ребенок познает мир грамматики»

Педсовет №3 «Нравственное воспитание через обращение к русской культуре».

Педсовет №4 «Стратегия и взаимодействия детского сада и семьи»

Педсовет № 5  «Особенности среды развития ребенка в летний период»

Старшим воспитателем была посещена непосредственно организованная деятельность во всех группах с целью анализа педагогического процесса, анализ режимных моментов.

Тематический контроль.

1. «Адаптация детей в 1 младшей группе»  проходил по следующим критериям:

  • анализ адаптационных листов;
  • анализ табеля посещаемости;
  • анализ наблюдения за детьми;
  • оценка профессиональных умений воспитателей;
  • создание условий;
  • работа с родителями.

2.«Экологическое воспитание дошкольников в старшей и подготовительной  группах»

В ходе контроля выяснилось, что педагоги мало уделяют внимания региональному компоненту. Рекомендовано:

  • изучить литературу по экологическому воспитанию детей (список литературы дан);
  • оформить альбомы «Животные родного края», «Растения Хабаровского края», «Цветы Хабаровского края» и др.
  • внедрять инновационные методы и приемы в работу по экологическому воспитанию детей.

Предупредительный контроль по теме «Организация и эффективность работы по развитию детей двигательной активности в детском саду» выявил следующее: работа педагогического коллектива детского сада по созданию условий для развития двигательной активности детей в дошкольный период  ведется планомерно, целенаправленно, систематично, несмотря на отсутствие работника физической культуры.  Были отмечены лучшие группы по созданию условий для двигательной активности детей – подготовительная (воспитатели Борзенко С.В., Лукина Е.В.); средняя (воспитатели Апарина О.В., Просолович О.В.). Воспитателям старшей и второй младшей групп необходимо пополнить оборудование путем создания вместе с родителями новых атрибутов, пособий.

Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи воспитателям в организации совместной деятельности с детьми, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.

В нашем детском саду богатый библиотечный фонд: детская художественная литература, методические пособия по всем образовательным областям образовательной программы,  пополняется фонд периодических изданий.

В методическом кабинете постоянно оформляются тематические выставки педагогической литературы в помощь воспитателю.     Весь методический материал оформлен в единую электронную картотеку, что значительно облегчает поиск необходимого пособия.

Новые условия диктуют и новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада с семьей.      Родители участвуют в управлении МБДОУ (совет МБДОУ, педагогический совет, родительские комитеты групп). Работа с родителями строилась в соответствии с заранее составленными и утвержденными  планами. В сентябре-октябре педагогами всех групп проведены родительские собрания, посвященные знакомству с содержанием программы на предстоящий учебный год. В конце учебного года были проведены итоговые родительские собрания.

Родителям предлагалась стендовая информация, папки-передвижки. В родительских уголках групп содержалась вся необходимая информация: режимы дня, сетка занятий, рубрики «Берегите себя и своих детей»,  «Чем мы занимались»,  информация о достижениях детей и т.д.

В течение года родители всех групп  принимали участие в пополнении среды групп, изготовлении снежных построек, покраске оборудования на участке,  а также разбивке клумб, подборе материалов для проектной деятельности. В апреле 2011г. проведено анкетирование родителей воспитанников  с целью анализа степени удовлетворённости родителей качеством предоставления образовательных услуг.

В анкетировании приняли участие 78 родителей (законных представителей)  учреждения 66% от количества воспитанников.

Анализ результатов анкетирования показал, что в целом родители удовлетворены качеством предоставляемых учреждением образовательных услуг: они получают требующуюся им информацию от педагогов о режиме дня группы и питании, информацию о повседневных делах группы и успехах ребёнка в обучении.

Как показывает опыт, педагоги  ДОУ нередко испытывают затруднения в работе с родителями. Каждая семья имеет индивидуальные особенности, поэтому педагогам следует подбирать особые подходы к взаимодействию с разными типами семей. Традиционные формы работы с родителями не дают такой возможности, поскольку в основном созданы для воздействия на широкий коллектив родителей всей группы.

Проанализировав создавшееся положение в сфере взаимодействия педагогов и семей, можно отметить следующие причины затруднений в работе педагогов:

- ориентация на семью вообще, без учета различий в возрасте, образовании, культурной ориентации, взглядов на воспитание детей;

- неумение ставить конкретные задачи в работе с родителями и выбирать адекватные методы;

- недооценка роли семьи в воспитании детей и вытекающая отсюда формальность в работе с родителями.

-неумение ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для  работы с родителями;

-неумение моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями, преодолевать психологические барьеры общения с ними, осуществлять индивидуальный подход к родителям; осознавать собственные трудности в общении.

С целью создания единого образовательного пространства развития ребенка в семье и ДОУ в 2012-2013 учебном году коллективу нужно разработать технологию работы с родителями, которая включала бы  в себя:

1. Адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с программой).

2. Выявление потребностей, интересов и возможностей семьи. Раз­работка системы мероприятий и подбор дифференцированных форм работы.

3. Реализация общих мероприятий: школа психолога, совместные праздники, родительские собрания, обустройство участков и помещений детского сада.

4. Дифференцированная работа с семьями с учетом проблемного поля семьи: посещение ребенка на дому, почтовый ящик «Поговорим о наших детях», буклеты с оперативной информацией, консультации, беседы.

Вместе с тем выявились и проблемы, которые предстоит решать педколлективу в следующем учебном году:

- организация экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;
- развитие, эффективное  использование  интеллектуального потенциала ДОУ;

- развитие сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

-организация постоянно действующего семинара по работе с родителями;
- повышение квалификации воспитателей;

-усовершенствование постоянного  анализа  состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы;

-отсутствие высококвалифицированных кадров в МБДОУ;

-требует вложений материально-техническая база МБДОУ (внедрение информационных технологий).

Анализ результативности образовательного процесса.

Уровень и динамика продвижения детей в усвоении образовательных программ (областей).

Подготовительная группа:

 

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

 

Разделы программы

Уровень усвоения

Познание: окр. мир, экология

4%

46%

64%

47%

32%

7%

ФЭМП

4%

36%

43%

50%

53%

14%

Конструирование

4%

47%

36%

46%

10%

7%

Коммуникация: развитие речи и чтение худ лит.

18%

28%

36%

57%

46%

14%

Художественно-эстетическое воспитание

18%

50%

30%

61%

20%

21%

Музыкальное воспитание

 

 

 

 

 

 

Физическое развитие

11%

61%

43%

36%

46%

3%

Старшая группа:

 

Разделы программы

Уровень усвоения в %

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Познание: окр. мир, экология

 

17,4

65

69,6

21

-

ФЭМП

 

4

39

73,9

52

13,1

Конструирование

 

4

83

96

8,7

-

Коммуникация: развитие речи и чтение худ лит.

 

4

34,8

74,3

56,5

21,7

Художественно-эстетическое воспитание

 

21,7

69,6

78,3

21,7

-

Музыкальное воспитание

 

 

 

 

 

-

Физическое развитие

 

21,7

69,6

78,3

17,4

-

Средняя группа:

 

Разделы программы

Уровень усвоения в %

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Познание: окр. мир, экология

0%

8%

28%

68%

72%

24%

ФЭМП

0%

20%

48%

76%

52%

4%

Конструирование

0%

20%

48%

68%

52%

12%

Коммуникация: развитие речи и чтение худ лит.

0%

20%

56%

64%

44%

16%

Художественно-эстетическое воспитание

0%

24%

52%

64%

48%

12%

Музыкальное воспитание

 

 

 

 

 

 

Физическое развитие

8%

16%

72%

80%

20%

4%

2 младшая группа:

 

Разделы программы

Уровень усвоения в %

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Познание: окр. мир, экология

-

-

68,2

100

31,8

 

ФЭМП

-

22,7

63,6

77,3

36,3

 

Конструирование

-

-

100

100

 

 

Коммуникация: развитие речи и чтение худ лит.

-

27,3

86,3

72,7

13,6

 

Художественно-эстетическое воспитание

-

18,1

100

81,9

 

 

Музыкальное воспитание

-

-

100

100

 

 

Физическое развитие

-

-

100

100

 

 

Самый большой процент детей с высоким уровнем развития в подготовительной группе  –  от 46% до 50%. Около 70% детей во всех группах  имеют уровень развития познавательных процессов выше среднего. Самый высокий показатель по ФЭМП: 82%.  Однако имеются дети и ниже среднего уровня развития.  Следует обратить внимание  на такие разделы программы как ФЭМП, коммуникация и художественно-эстетическое, где уровень усвоения ниже среднего соответственно составляет 14%,14%,21%.

В учреждении созданы условия для познавательно-речевого, физического, художественно-эстетического и социально-личностного развития, однако развивающая среда требует совершенствования,  и в этом отношении существенную помощь оказывают родители.

Сильные и слабые стороны в обеспечении компетенции выпускника ДОУ следующие:

Сильная сторона. В детском саду свободный выбор детям обеспечен в игровой и в самостоятельной деятельности (выбор сюжета, атрибутов, предметной среды, вида деятельности, партнера и др.).

Слабая сторона. Технология формирования осознанного выбора еще недостаточно хорошо отработана и представлена.

Анализ выполнения годовых задач.

Выявление результатов образовательного процесса проводилось по плану контроля ОУ: наблюдение образовательного процесса; фронтальный – анализ документации, диагностики уровня развития детей, диагностику педагогического мастерства педагогов и др.

Формы контроля:  фронтальный:

ª текущий (изучался стиль работы воспитателей  средней группы Апариной О.В. и Просолович О.В., выяснялся уровень педагогического процесса в целом в группе);

ª итоговый (выявление готовности детей к обучению в школе в подготовительной группе).

Итоги фронтальной проверки обсуждены на педсовете и планерке при заведующем.

тематический:

v «Состояние работы по адаптация детей в 1 младшей группе»

v «Экологическое воспитание дошкольников в старшей группе»

Предупредительный по теме «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в детском саду».

Данные виды контроля проводились старшим воспитателем, по ним написаны справки с выводами и рекомендациями.

Оперативный (систематический) контроль осуществлялся ежедневно и старшим воспитателем и заведующим.

В 2011-2012 учебном году коллектив МБДОУ решал 2 задачи, направленные на:

1.Систематизацию работы по патриотическому воспитанию детей.

2. Охрана и укрепление здоровья детей, формирования привычки к здоровому образу жизни. Эти задачи решались через разные направления: работа с детьми,   с педагогами и с родителями.

Анализ проведенных мероприятий  по решению данной задачи показал, что работа велась в системе, что позволило добиться положительных результатов по формированию у детей  представлений о родном городе и стране, развитию патриотических и гражданских чувств. Воспитатели изучили опыт работы педагогов по региональному компоненту. Взяли себе в работу перспективное планирование, интересные  конспекты  занятий, материал для работы с родителями, занимательный материал по работе с детьми. В течение года работала творческая группа по патриотическому воспитанию детей, которая составила проект -  программу на тему «Наш Хабаровский край».  Знание детьми доступного им краеведческого материала будет основой понимания ими других краев, областей и позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край и что малая родина – часть большой страны - Россия.

Цель проекта:

           Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.

           Воспитание культурного человека, любящего свой край, своё Отечество, Родину.

Задачи проекта:

  Формировать представления о том, чем славен родной город, край, знания его своеобразия;

  формировать чувство гордости за свою малую родину,

  Развивать интерес к традициям семьи, детского сада, города, страны.

  Воспитывать интерес к прошлому Хабаровского края.

  Приобщать к культуре русского народа и народов, населяющих Хабаровский край.

  Воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям прошлого и настоящего малой родины.

  Формировать национальное самосознание в процессе знакомства с культурой, бытом, традициями нашего региона.

  Воспитывать гордость за свою национальную культуру.

  Формировать интерес и гуманные чувства к народам Хабаровского края, России и других стран.

  Формировать представление о своей национальной принадлежности.

  Сформировать представление о родном городе, крае, как частицы большой страны России.

  Создать условия для активного проявления гражданских чувств, участвовать в общественно полезных делах и акциях.

Отличительными особенностями данного проекта является вхождение в разные виды детской деятельности, на различных занятиях (интеграция музыки, чтения художественной литературы, конструирования, изобразительной деятельности, физкультуры, искусства).

Данные проект реализуется со 2 младшей группы до подготовительной группы, т.е. четыре года, с постепенным усложнением и расширением содержания.

При решении задач патриотического воспитания педагоги МБДОУ предусматривают активное участие семей воспитанников. Для этого запланировано проведение различных выставок, фотогазет, совместный труд, консультации, папки-передвижки.

Таким образом, работу педагогического коллектива по решению данной годовой задачи можно признать удовлетворительной.

Вторая задача:  охрана и укрепление здоровья детей, формирования привычки к здоровому образу жизни – были и остаются первостепенной задачей детского сада. В связи с этим, наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. Это и рациональный режим  питания, закаливание (в повседневной жизни: специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия). Системная работа по физическому воспитанию включает:

- утреннюю гимнастику;

- физкультурные занятия, с элементами корригирующих упражнений по профилактике нарушения осанки, дыхательные упражнения;

- подвижные игры и игровые упражнения на улице;

- физкультминутки на занятиях;

- динамические паузы. В режиме дня включены дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и тактильных ощущений. Для решения профилактической, коррекционно-образовательной и воспитательной задач используется гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения на свежем воздухе и т.д. Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания занимают формы активного отдыха: спортивные досуги, праздники, дни и недели здоровья.

Профилактическая работа в детском саду проводилась с применением комплекса закаливающих мероприятий:   облегченная одежда для детей (при соответствующей температуре),  одежда детей соответственно сезону;  мытье рук прохладной водой по локоть;  двигательная активность на прогулке, длительность прогулки;   дыхательная гимнастика;   точечный массаж;  применение поливитаминов;   смазывание носовых ходов  оксолиновой мазью;   проветривание групп;  влажная уборка с применением дез. средств;   в меню добавка лимонов, чеснока, соков, фруктов, овощей;  аскорбиновая кислота; витаминный чай.    

Достижений  воспитанников в районном, городском, российском, международном  уровнях  - нет.

Педколлектив в большинстве своем делает все возможное для своего активного развития и верит в свои возможности. В целом организационная работа в соответствии с требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольном образовательном учреждении, дала положительные результаты, помогла выявить слабые места, наметить пути решения проблем.

Актуальной проблемой в решении годовых задач является оснащение образовательного процесса: совершенствование условий в группах, на спортивной площадке, на участках.

В следующем учебном году коллективу придется серьезно потрудиться, чтобы решить проблемы, касающиеся выявления результатов образовательного процесса:

повысить  квалификацию воспитателей Лукиной Е.В., Поповой Г.Д.;

методической  службе приложить усилия на создание условий для повышения квалификации педагогов через участие их в деятельности  методических объединений, обмену опыта с педагогами;

способствовать развитию креативности  и  логического мышления педагогов ДОУ  методом проектной деятельности как одной из форм развивающего обучения, которая  направлена на выработку исследовательских умений. Проектная  деятельность обязательна для педагогов всех категорий образовательного учреждения. Проектная деятельность педагогов – одна из  форм организации воспитательно-образовательной работы, повышения компетентности, качества образования.

включить в обучение педагогов   экспериментальной, исследовательской работе в ДОУ;

повысить  квалификацию воспитателей на 16%

изучить опыт работы и уровень педагогического процесса в средней группе (воспитатели: Борзенко С.В. и Лукина Е.В.)

оказать методическую помощь в поиске эффективных методов в работе с детьми воспитателям Садовской В.О., Киреевой С.А.

исследовать качество проведения воспитательно-образовательной деятельности с детьми при реализации образовательной области «Коммуникация» во всех возрастных группах

 

 

IV. Анализ заболеваемости детей в ДОУ

Показатели

Всего

1 мл. гр.

Дошкольный возраст

1

Среднесписочный состав

121

21

90

2

Число пропусков детодней по болезни

1997

684

1349

3

Число пропусков на одного ребенка

16,5

32,57

14,98

4

Количество случаев заболевания

398

103

295

5

Количество случаев на одного ребенка

328

4,9

3,2

6

Количество часто и длительно болеющих детей

20

7

13

7

Индекс здоровья

5,0

6,6

4,5

 

Распределение детей по группам здоровья:

 

Пол

I группа

II группа

III группа

IV группа

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

мальчики

1

0,8

58

59,2

10

8,3

-

 

девочки

2

1,7

40

40,8

10

8,3

-

 

всего

3

2,5

98

100

20

16,6

-

 

Распределение детей по группам здоровья остается  стабильным.

Распространенность функциональных нарушений:

Всего детей

Психи-ческие
расстройства

Костно-мышечная система

Органы дыхания

Органы пищева-
рения

Органы кровооб-ращения

Почки и система моче-
выделения

ЛОР-
органы

Органы зрения

Аллерги-
ческие реакции

Частобо-леющие

121

1

7

5

15

35

6

7

10

5

20

Распространенности функциональных нарушений по сравнению с прошлым годом не наблюдается.

Распространенность хронических заболеваний:

Всего детей

Нервная система

Костно-
мыше-
чная
система

Органы дыхания

Органы пищева-
рения

Органы крово-
обраще-
ния

Почки и система моче-
выде-
ления

ЛОР-
органы

Органы зрения

Аллерги-
ческие реакции

Эндо-
кринно-
обменные

121

10

4

3

15

5

6

2

6

5

4

Необходимо:

•           продолжить работу всего дошкольного учреждения:

-    по профилактике простудных заболеваний, качественной реализации плана физкультурно-оздоровительной работы в группах с учетом индивидуальных возможностей и потребностей ребенка;

-  целенаправленную просветительную работу с семьями воспитанников по охране и укреплению здоровья детей, по профилактике домашнего травматизма; шире вовлекать их в детскую деятельность как равных партнеров.

•           внедрять в практику работы современные здоровьесберегающие технологии.

•           ввести в практику работы игровую оздоровительную гимнастику после дневного сна.


Воспитательная и массовая работа

На современном этапе развития общества необходимым звеном является воспитание многогранной личности, при которой дети могли бы развивать свой творческий потенциал и адаптироваться в современном обществе. Если ребенок живет содержательной жизнью, социально реализует себя, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.

Основной целью воспитательной работы МБДОУ детский сад №16  является гармоничное развитие личности дошкольника с учетом его возраста, интеллекта и интересов, обеспечение оптимального социального развития коллективной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ее участников, формирование у них нравственных качеств, положительного отношения коллективной деятельности, к коллективу, его членам и себе.

Воспитательная работа в ДОУ проходит согласно плану  воспитательной работы учреждения.  Было запланировано 8 мероприятий, проведено 8 мероприятий:

  • День Знаний;
  • Осенние забавы;
  • День Матери;
  • Новогодние утренники;
  • День защитника Отечества;
  • Праздник 8 Марта;
  • День смеха;
  • Выпускной бал.

Кроме основных мероприятий проводились выставки рисунков по темам: «Золотая осень», «Волшебница зима», «Весенние фантазии», «Портрет моей (его) мамы (папы). Игры - развлечения, например, «Красный, желтый, зеленый», «Рождественские забавы», «А к нам пришла Масленица» и др. Запланированные утренники и праздники были все проведены. Особенно удался праздник Нового года в подготовительной группе, спортивно-музыкальный праздник «Честный поединок» (подготовительная и старшая группы), выпускной бал в подготовительной группе «До свидания, детский сад». Запомнилась выставка рисунков детей и их родителей на тему «Зимушка-зима».

Все праздники и развлечения были подготовлены воспитателями, муз. работником качественно: присутствовали элементы занимательности, игровых ситуаций, сюрпризных моментов. Особенно эстетично, разнообразно был оформлен  Выпускной бал, который остался в сердцах надолго: в течение праздника дети были активны, роли распределены с учетом их индивидуальных наклонностей и интересов, наблюдалась непринужденность и естественность в поведении. Отличительная особенность праздника – активная художественно-речевая театрализованная деятельность дошкольников. Воспитателями  были созданы условия для проявления воспитанниками инициативы, самостоятельности, творческой активности. Родители высоко оценили данный праздник, увидели творческие возможности своих детей.

Планируем ввести  выпускной в ясельной группе на 2012-2013 уч. год

 

Работа с кадрами

В течение учебного года 2011-2012 работа в ДОУ с педагогами проходила согласно плану  работы учреждения. Были проведены семинары:

  • «Приемы педагогической работы по формированию у детей навыков мыслительной деятельности»;
  • Семинар – консультация «Речевая подготовка детей к школе на фронтальных занятиях, в подгруппах и индивидуально;
  • Круглый стол «Основы здоровья, гигиена физическая и психическая»;

МО:

  • «Поиск эффективных методов в развитии творческих способностей детей путем личностно ориентированного подхода»;
  • «Здоровая образовательная среда – здоровый ребенок»,

консультации, собеседования  по плану самообразования

Семинар по развитию речи помог воспитателям проводить работу по составлению рассказа по картине.  Разработан алгоритм работы над картиной, приемы. Выявлен круг вопросов, которые необходимо задавать при рассматривании картины. Воспитатели используют материал семинара в своей работе: например, воспитатели Просолович О.В., и Садовская В.О. взяли потешки, скороговорки, скороговорки. Приемы мыслительной деятельности обогатили педагогический опыт воспитателей. Так, воспитатель Киреева С.А. использует прием «словесное чутье».

Из всех открытых занятий в ДОУ два воспитателя готовы для проведения открытого занятия  ГМО: Борзенко С.В., Апарина О.В.

Открытое занятие по теме «Рассматривание и сравнение воробья и вороны» в средней группе было проведено на высоком профессиональном уровне. Воспитатель формировала новые понятия, словарный запас, осуществляла индивидуальный подход, наблюдалось разнообразие видов деятельности.

Открытое занятие по математике в подготовительной группе, проведенное воспитателем Борзенко С.В.,  оставило очень хорошее впечатление. В течение всего процесса занятия у детей поддерживался интерес. Воспитатель грамотно, четко, лаконично объясняет и дает задания, умеет активизировать мыслительную деятельность дошкольников, заинтересовать.

Обобщение и распространение педагогического опыта.

В этом учебном году по данному направлению работа проходила только в ознакомительном характере, поскольку  старший воспитатель приступила к работе в ноябре месяце.  Изучался опыт работы воспитателей средней группы.

Готовится материал по обобщению опыта воспитателя Апариной О.В.

 

Сотрудники ДОУ и педагоги нигде не выступали, публикаций также не имеют.  Был разработан региональный компонент, тематическое планирование по группам к нему. В течение летнего периода как отчет за летний оздоровительный период группы должны сдать проекты «Ах, лето красное...»

Достижения педагогов.

Профессиональных достижений сотрудники и педагоги ДОУ не имеют.

Работа с родителями.

Работа с родителями строилась в соответствии с заранее составленными и утвержденными  планами. В течение учебного года в соответствии с планом были проведены родительские собрания в группах. Специалисты учреждения помещали на родительских информационных стендах консультации на актуальные темы, а также консультировали родителей по интересующим их вопросам в специально выведенные в режимах работы часы. Продолжил свою деятельность общий родительский комитет учреждения.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Главная тенденция современного взаимодействия ДОУ и семьи – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Анализ педагогической литературы показал, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, а также выявил недостаточное методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей.

Таким образом, перед педколлективом в 2012-2013 учебном году стоит следующая задача: разработать модель сотрудничества ДОУ и семьи на основе идеи использования активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Контроль и руководство.

Контроль  в образовательном учреждении также осуществлялся по плану.  В основном это был оперативный контроль, поскольку старший воспитатель только что приступил к осуществлению своей деятельности. Данный вид контроля позволил собрать максимум информации за минимальное время, позволил увидеть состояние дел в детском саду, выявить причины успехов и неудач. Оперативный контроль осуществлялся ежедневно. Предупредительный контроль проводился с воспитателем Садовской С.А., Улановой Я.Н. по оказанию помощи, предупреждению возможных ошибок (беседа по содержанию программы, составление плана-конспекта, совместного просмотра работы опытных воспитателей). Предупредительный контроль также проводился и по теме «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в детском саду».

Был проведен и тематический контроль (2 раза), и фронтальный (1 раз).

Посещены и проанализированы как занятия, так и мероприятия. Результаты заслушаны на совещании при заведующем. Проводились консультации для воспитателей, собеседования на актуальные темы.  Решения педагогического совета, МО держались на контроле; при посещении группы, занятия, мероприятия уточнялись действия воспитателей по решениям педсоветов и МО.

Выводы и обобщенные перспективы деятельности ОУ в следующем учебном году.

В детском саду создана предметно - развивающая среда, которая способствует развитию разносторонних видов деятельности ребенка, созданы необходимые условия, которые позволяют обеспечить разнообразие детской занятости по интересам. Развивающая среда содержит социокультурные и природные предметные средства, позволяющие сформировать соответствующие им способы действия. Проводя анализ деятельности, нельзя не сказать о преемственности со школой. С начала открытия сад сотрудничает со средней школой №1, т.к. большинство наших выпускников идут в эту школу. В подготовительной группе было организовано общее родительское собрание для родителей будущих первоклассников с участием учителя начальных классов, где родители были проинформированы учителем о требованиях к ребенку, поступающему в школу и о программах, по которым работает данное образовательное учреждение, а главное, о подготовленности ребенка к школе.

Также много внимания уделялось адаптации вновь пришедших детей в детский сад. Был составлен план работы по адаптации вновь пришедших в детский сад. Методической службой разработана памятка воспитателям «Как успокоить домашнего ребенка». Заведующим и старшим воспитателем проводилась работа с родителями, детьми и воспитателями всех разновозрастных групп, особое внимание уделялось раннему возрасту. Вследствие благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе и во взаимодействии взрослых с детьми стала быстрая и безболезненная адаптация детей к условиям детского сада. Педколлектив в большинстве своем делает все возможное для своего активного развития и верит в свои возможности. В целом организационная работа в соответствии с требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольном образовательном учреждении, дала положительные результаты, помогла выявить слабые места, наметить пути решения проблем.

Актуальной проблемой в решении годовых задач является оснащение образовательного процесса: совершенствование условий в группах, на спортивной площадке, на участках.

Положительная динамика развития профессионального роста педагогов оказала влияние на конечный результат образовательного процесса. В прошедшем учебном году к развитию своего профессионального роста  очень серьезно отнеслись 80 % воспитателей.

Педагоги имеют большой запас творческих возможностей планировать работу с детьми с учетом возрастных, индивидуальных, психических возможностей, используют современные подходы в воспитании и развитии детей.

Цель на 2012-2013 учебный год:

  • Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей,  как основы их успешного обучения в школе.

Повышение качества образования и воспитания в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

Годовые задачи на 2012/13 учебный год:

1)    Обеспечить условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников МБДОУ.

2)    Выявить индивидуально - личностные возможности и способности развития  воспитанников МБДОУ.

3)    Создать оптимальные условия для самореализации ребенка -дошкольника на основе комплексно - тематического подхода через разные виды детской игровой деятельности.

4)    Сформировать у воспитанников МБДОУ готовность к школьному обучению в соответствии с ФГТ.

5)    Разработать и внедрить эффективную модель личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

6)    Повысить профессиональную компетентность педагогов в личностно- ориентированных технологиях в области дошкольного образования.

 

  Яндекс.Метрика
Деятельность в настоящий момент не осуществляется! Сайт заблокирован.