Главная Старший воспитатель Моделирование образовательной программы
Моделирование образовательной программы

«Моделирование образовательной программы на основе ФГТ»

ФГТ - (федеральные государственные образовательные требования) - это нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Основная общеобразовательная программа ДОУ будет состоять из 2 частей:

- обязательной (инвариантной); она составляет 80%.

- вариативной, формирующей участниками образовательного процесса, она составлять должна 20%.

Почему возникла необходимость возникновения ФГТ?

1-я причина – вариативность дошкольного образования (т.е существует очень много программ и к обучению в школе у детей нет единого результата);

2-я причина – преобладание занятий как основной формы обучения детей (образовательный процесс не должен сводиться только к занятиям, должна быть совместная деятельность, самостоятельная деятельность (но ее педагоги понимают однобоко: педагог сидит, а дети занимаются чем хотят, и в результате дети в исследовательских уголках ничего сами сделать не могут и т. д.; педагог должен не только создать условия, но и с ними решать те или иные задачи).

3я причина – дисбаланс образовательной нагрузки по основным линиям развития ребенка:

- в познавательно- речевом развитии отводится 40-47% занятий;

- в художественно-эстетическом развитии- 20-40%;

- в физическом развитии – 19-20%;

- в социально-личностном – 0-13%

Сейчас должны по ФГТ уделять каждому направлению по 25%.Должны увеличить время по социально-личностному направлению - за счет интеграции; сократить время по познавательно- речевому направлению – пересмотреть содержание и убрать те темы, применяемость в практике которых сомнительна. Многие программы содержание позаимствовали в начальной школе, т.е. проходим материал 3го класса, зачем?, поэтому надо будет кое-что убрать, особенно то, что не используется в повседневной жизни ребенка (н-р: планеты). Больше времени уделить социально-личностному развитию, скажем на отношения между сверстниками, взрослыми (дети приходят в школу и у части детей не складываются отношения с учительницей, они говорят, что она плохая, не играет с нами, воспитатель подготовительной группы не ориентирует детей , что тип взаимоотношений с учительницей смениться. Отношения становятся деловыми. В «Радуге» экскурсии в школу должны быть почти ежемесячными, а вы ходите туда очень редко. В сюжетно- ролевую игру «В школу» играете тоже редко- ребенок приходит в школу и долго не может усвоить правила поведения, учительница спрашивает, почему пришел без ручки?- мама не положила, в детском саду должны готовить ребенка к тому, что правила нельзя нарушать.

Для чего нужны ФГТ?

  • Для выравнивания стартовых возможностей (результат должен быть единый);
  • -Обеспечение равнодолевого содержания по направлениям развития ребенка;
  • Решение образовательных задач не должно быть только в рамках образовательной деятельности;
  • Необходимость реализации принципа научной обоснованности и практической применяемости.

В ОП (образов. Прогр.), в том числе и действующей 4 направления:

  • Познавательно-речевое развитие (сюда сейчас будут входить 3 образовательные области: чтение художественной литературы, познание, коммуникация).
  • Художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество)
  • Физическое развитие ( физическая культура, здоровье);
  • Социально-личностное ( социализация, труд, безопасность).

Всего 10 образовательных областей.

Образовательная область – это структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

Рассмотрим отдельно каждую образовательную область:

(отдельно на листочках прописано, что входит в ту или иную область).

Каждая образовательная область должна интегрировать с другими образовательными областями, конкретно с какими - у вас прописано на листочке (ИНТЕГРАЦИЯ)

Принципиальным отличием этой Программы от предыдущих является исключение из образовательного процесса воспитанников от 3 до 6 лет(где-то говорится старшего возраста).

Общий объем обязательной части Программы должен включать время, отведенное на 4 блока:

1. Непосредственно образовательная деятельность (НОД) – это формы работы с детьми, но не занятия, а другие формы:

    • Экспериментирование
    • Проектирование
    • Коллекционирование
    • Беседы
    • Наблюдения
    • Решение проблемных ситуаций
    • Игры
    • Чтение и обсуждение
    • Викторины
    • Инсценирование и драматизация
    • Оформление выставок
    • Работа с портфолио

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

В музыкальной деятельности остаются: слушание, пение, танцы,

  1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов и также по областям:

1.Ф/развитие - это закаливающие процедуры, прием пищи. Утренняя и просыпательная гимнастика, упражнения и подвижные игры в течение дня, оздоровительная прогулка.

2. Социально-личностное развитие - ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.

3.Познавательно-речевое развитие- создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, ситуативные разговоры с детьми и т.д.

4. Художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобр. деят-ти, в утренней гимнастике, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире.

  1. Самостоятельная деятельность детей-

· Физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе. Спортивные игры и упражнения (санки, лыжи, велосипед)

· Социально-личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками.

· Познавательно-речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихов, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, сюжетно-ролевые игры, развивающие и т.д.

· Худ-эстетическое развитие: предоставление детям возможности сам-но рисовать, лепить, конструировать, рассматривать репродукции картин, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах, слушать музыку)

  1. Взаимодействие с родителями

Формы взаимодействия вы знаете, опираться нужно на самые современные и главное, чтоб родители участвовали в образовательном процессе :

· Встреча с интересным человеком;

· Организация «школы для родителей», клубов, студий, секций

· Проведение мастер-классов, тренингов

· Привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов.

И другие: анкетирование, консультации, практикумы, оформление стендов и т.д.

В следующий раз рассмотрим «модель образовательного процесса» по образовательным областям и по возрастам конкретно. (допустим 2я младшая группа, область »Социализация». (но это уже будет практикум -т.е работать будем вместе.

 

  Яндекс.Метрика
Деятельность в настоящий момент не осуществляется! Сайт заблокирован.