Предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда

Основой реализации Образовательной программы является предметно – развивающая среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

  1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
  2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
  3. Это предполагает решение следующих задач:
  • Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
  • Радости существования (психологическое здоровье)
  • Формирование начал личности (базис личностной культуры)
  • Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
  • Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
  1. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
  2. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  2. Принцип активности, самостоятельности, творчества
  3. Принцип стабильности, динамичности
  4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
  5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
  6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
  7. Принцип открытости – закрытости
  8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Варианты построения развивающей среды

  1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
  2. Использование помещений спальни и раздевалки.
  3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
  1. Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
  2. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»
  • Достраивание определённых деталей интерьера детьми
  • Включение в интерьер крупных игрушек-символов
  • Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
  1. Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.

В детском саду предметно – пространственная среда построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно - эстетическое, познавательно – речевое и социально – личностное развитие ребенка. Сюда относятся природные среда и объекты, физкультурно – игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно – игровая среда, музыкально – театральная, предметно – развивающая среда для занятий.

Развивающая предметно – пространственная среда групп предусматривает созданные условия для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомства с окружающим миром, природой,

основами естественных наук. Образовательная среда создана с учетом возрастных особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие по интересам. Игры, занятия, упражнения с сенсорным материалом способствуют развитию у детей зрительно – различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию и развитию речи. На участках созданы условия для организации различных видов двигательной активности, спортивных игр. На территории ДОУ создана экологическая тропа, в летнее время разбиты цветники, клумбы. Участок украшают цветочные насаждения. В зимнее время на участках детей встречают забавные сказочные герои. Участки оборудованы спортивными снарядами: шведскими стенками, перекладинами, разной высоты дугами, бревнами для ходьбы. Имеется также игровое оборудование: кораблики, машины, песочницы, карусели, качели. Для каждой группы имеется терраса.

ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Вид помещения

Функциональное использование

Оснащение

Групповые комнаты

· Сюжетно-ролевые игры

· Самообслуживание

· Трудовая деятельность

· Самостоятельная творческая деятельность

· Ознакомление с природой, труд в природе

· Строительно-конструктивные игры

· Театрализованная деятельность

· Сенсорное развитие

· Развитие речи

· Ознакомление с окружающим миром

· Ознакомление с художественной литературой, художественно-прикладным, изобразительным творчеством

· Развитие элементарных математических представлений и логики

· Обучение грамоте

· Развитие элементарных историко-географических представлений

· Спортивный уголок

· Музыкальная деятельность

· Детская мебель для практической деятельности

· Книжный уголок

· Уголок для изобразительной детской деятельности

· Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» и т.д

· Природный уголок

· Конструкторы различных видов

· Головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото

· Развивающие игры по математике, логике

· Различные виды театров

· Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения

· Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи, обучению грамоте

· Географическая карта мира, карта России

· Муляжи овощей и фруктов

· Календарь погоды

· Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением букв, цифр, животных, птиц, насекомых, обитателей морей и рек, рептилий

· Магнитофон, аудиозаписи, компакт-диски

· Мольберт

· Фланелеграф

· Музыкальные инструменты

· Спортивный уголок, предметы, оборудование для выполнения ОРУ, основных видов движений: платочки, мячи, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, мешочки с песком, скакалки, султанчики, бубен, игры типа «Кольцеброс».

Спальное помещение

· Дневной сон

· Игровая деятельность

· Гимнастика после сна

· Спальная мебель

· Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики

Раздевальная комната

· Информационно-просветительская работа с родителями

· Информационный уголок

· Выставки детского творчества

· Наглядно-информационный материал для родителей

· Детская мебель: шкафчики, скамьи

Методический кабинет

· Осуществление методической помощи педагогам

· Организация консультаций, семинаров, педагогических советов

· Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития

· Библиотека педагогической и методической литературы:

-педагогическая документация;

-диагностика детей по разделам программы;

-контроль;

-преемственность в работе ДОУ и школы;

-работа с родителями;

-сведения о педагогических кадрах;

-опыт работы педагогов;

-перспективные планы;

-методические рекомендации по работе с детьми;

· Библиотека периодических изданий;

· Пособия для занятий;

· Демонстрационный материал для занятий с детьми

· Иллюстративный материал

· Игрушки

· Компьютер, принтер

· Методический материал для дошкольников по разделам программы на электронных носителях

Музыкально-физкультурный зал, кабинет музыкального руководителя

· Занятия по музыкальному воспитанию

· Индивидуальные занятия

· Тематические досуги

· Развлечения

· Театральные представления

· Праздники и утренники

· Занятия по ритмике

· Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей

· Физкультурные занятия

· Спортивные досуги

· Развлечения, праздники

· Консультативная работа с родителями и воспитателями

· Библиотека методической литературы, сборники нот

· Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала

· Музыкальный центр

· Пианино

· Разнообразные музыкальные инструменты для детей

· Подборка дисков с музыкальными произведениями

· Различные виды театров

· Ширма для кукольного театра

· Детские стулья

· Гимнастические скамейки

· Корригирующие дорожки

· Нетрадиционное оборудование

 

 

  Яндекс.Метрика
Деятельность в настоящий момент не осуществляется! Сайт заблокирован.